Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Экологическая роль организмов
1.  
i

Про­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) хищ­ни­ки
2) дож­де­вые черви
3) плес­не­вые грибы
4) зе­ле­ные рас­те­ния
2.  
i

Про­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) рыбы
2) во­до­рос­ли
3) грибы-па­ра­зи­ты
4) тра­во­яд­ные жи­вот­ные
3.  
i

Ре­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) травы
2) де­ре­вья
3) хищ­ни­ки
4) поч­вен­ные бак­те­рии
4.  
i

Про­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) дож­де­вые черви
2) дре­вес­ные рас­те­ния
3) до­маш­ние жи­вот­ные
4) гни­лост­ные бак­те­рии
5.  
i

Кон­су­мен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) мхи;
2) хищ­ни­ки;
3) ли­сто­пад­ные де­ре­вья;
4) веч­но­зе­ле­ные рас­те­ния.
6.  
i

Про­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) рыбы
2) во­до­рос­ли
3) грибы-па­ра­зи­ты
4) тра­во­яд­ные жи­вот­ные
7.  
i

Ре­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) травы
2) де­ре­вья
3) хищ­ни­ки
4) поч­вен­ные бак­те­рии
8.  
i

Про­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) до­маш­ние жи­вот­ные
2) дож­де­вые черви
3) гни­лост­ные бак­те­рии
4) дре­вес­ные рас­те­ния
9.  
i

Одной из при­чин за­гряз­не­ния вод­ной среды яв­ля­ет­ся:

1) раз­ру­ше­ние озо­но­во­го слоя
2) умень­ше­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре
3) уве­ли­че­ние пло­ща­ди лесов
4) сброс сточ­ных вод и от­хо­дов про­мыш­лен­но­сти
10.  
i

Чрез­мер­ное ис­поль­зо­ва­ние в сель­ском хо­зяй­стве ми­не­раль­ных удоб­ре­ний и пе­сти­ци­дов  — это одна из при­чин:

1) за­гряз­не­ния почвы;
2) опрес­не­ния мор­ской воды;
3) рас­ши­ре­ния озо­но­во­го слоя;
4) воз­ник­но­ве­ния пар­ни­ко­во­го эф­фек­та;
5) фи­зи­че­ско­го ан­тро­по­ген­но­го за­гряз­не­ния.
11.  
i

На схеме изоб­ра­же­на пи­ще­вая сеть, со­сто­я­щая из паст­бищ­ных цепей (виды обо­зна­че­ны бук­ва­ми; стрел­ки ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние пе­ре­хо­да энер­гии между ви­да­ми; про­ду­цен­ты яв­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но ав­то­тро­фа­ми).

Опре­де­ли­те сум­мар­ное ко­ли­че­ство видов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся кон­су­мен­та­ми III по­ряд­ка в какой-либо из цепей дан­ной пи­ще­вой сети.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.

12.  
i

Почва вхо­дит в со­став:

1) верх­не­го слоя тро­по­сфе­ры;
2) жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
3) кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
4) био­ген­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
5) био­кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры.
13.  
i

Торф вхо­дит в со­став:

1) верх­не­го слоя тро­по­сфе­ры;
2) био­ген­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
3) био­кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
4) жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
5) кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры.
14.  
i

Ука­жи­те пары ор­га­низ­мов, вза­и­мо­от­но­ше­ния между ко­то­ры­ми яв­ля­ют­ся при­ме­ром хищ­ни­че­ства:

 

1)  сова и мышь;

2)  стре­ко­за и комар;

3)  белый гриб и бе­ре­за;

4)  вирус та­бач­ной мо­за­и­ки и рас­те­ние табак;

5)  белый мед­ведь и песец, ко­то­рый пи­та­ет­ся остат­ка­ми до­бы­чи мед­ве­дя.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

15.  
i

Рас­ти­тель­но­яд­ные ор­га­низ­мы от­но­сят­ся к:

1) ав­то­тро­фам
2) ре­ду­цен­там
3) про­ду­цен­там
4) кон­су­мен­там
16.  
i

Пур­пур­ные бак­те­рии, ко­то­рые син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ское ве­ще­ство, ис­поль­зуя сол­неч­ную энер­гию, яв­ля­ют­ся:

1) ре­ду­цен­та­ми;
2) про­ду­цен­та­ми;
3) дет­ри­то­фа­га­ми;
4) кон­су­мен­та­ми I по­ряд­ка;
5) кон­су­мен­та­ми II по­ряд­ка.
17.  
i

Ци­анобак­те­рии, ко­то­рые син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ское ве­ще­ство, ис­поль­зуя сол­неч­ную энер­гию, яв­ля­ют­ся:

1) ре­ду­цен­та­ми;
2) про­ду­цен­та­ми;
3) дет­ри­то­фа­га­ми;
4) кон­су­мен­та­ми I по­ряд­ка;
5) кон­су­мен­та­ми II по­ряд­ка.
18.  
i

Ука­жи­те функ­ци­о­наль­ную груп­пу, в ко­то­рую вхо­дит ор­га­низм, про­пу­щен­ный в при­ве­ден­ной паст­бищ­ной цепи пи­та­ния:

вишня  → тля  → ....

1) ре­ду­цен­ты;
2) про­ду­цен­ты;
3) дет­ри­то­фа­ги;
4) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка;
5) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка.
19.  
i

Ука­жи­те функ­ци­о­наль­ную груп­пу, в ко­то­рую вхо­дит ор­га­низм, про­пу­щен­ный в при­ве­ден­ной паст­бищ­ной цепи пи­та­ния:

пше­ни­ца  → ...  → еж.

1) ре­ду­цен­ты;
2) про­ду­цен­ты;
3) дет­ри­то­фа­ги;
4) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка;
5) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка.
20.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых при­ве­ден­ная со­во­куп­ность ор­га­низ­мов со­став­ля­ет по­пу­ля­цию:

 

1)  ко­су­ли и лоси, оби­та­ю­щие в одном лесу;

2)  все виды бак­те­рий, оби­та­ю­щие в реке При­пять;

3)  особи окуня обык­но­вен­но­го, оби­та­ю­щие в озере Дри­свя­ты;

4)  хвой­ные и лист­вен­ные де­ре­вья, про­из­рас­та­ю­щие на Мин­ской воз­вы­шен­но­сти;

5)  особи рыси ев­ро­пей­ской, оби­та­ю­щие в Бе­ре­зин­ском био­сфер­ном за­по­вед­ни­ке.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.

21.  
i

Рас­пре­де­ли­те пары ор­га­низ­мов в за­ви­си­мо­сти от типа вза­и­мо­от­но­ше­ний между ними по груп­пам: кон­ку­рен­ция (I), па­ра­зи­тизм (II) и ком­мен­са­лизм (III):

 

а)  кра­пи­ва и по­ви­ли­ка, при­креп­ля­ю­ща­я­ся кор­ня­ми-при­сос­ка­ми к кра­пи­ве и пи­та­ю­ща­я­ся за ее счет;

6)  серая и чер­ная крысы, жи­ву­щие на одной тер­ри­то­рии;

в)  со­ба­ка и вирус бе­шен­ства;

г)  бе­ре­за и тру­то­вик;

д)  че­ре­па­ха и рыба-при­ли­па­ло.

1) I — а, в; II — г, д; III — б;
2) I — б; II — а, в, г; III — д;
3) I — б, в, г; II — а; III — д;
4) I — б, г; II — а, в; III — д;
5) I — д; II — а, в; III — б, г.
22.  
i

Рас­пре­де­ли­те пары ор­га­низ­мов в за­ви­си­мо­сти от типа вза­и­мо­от­но­ше­ний между ними по груп­пам: кон­ку­рен­ция (I), хищ­ни­че­ство (II) и му­ту­а­лизм (III):

 

а)  мо­ло­дые сосна и бе­ре­за, рас­ту­щие рядом;

б)  зубр и бла­го­род­ный олень, па­су­щи­е­ся на одном лугу;

в)  сова и мышь;

г)  белый гриб и бе­ре­за;

д)  азот­фик­си­ру­ю­щая клу­бень­ко­вая бак­те­рия и фа­соль.

1) I — а, б; II — в; III — г, д;
2) I — а, б, г; II — д; III — в;
3) I — а, д; II — б, в; III — г;
4) I — б; II — в; III — а, г, д;
5) I — б, в, г; II — а; III — д.
23.  
i

Какую функ­цию жи­во­го ве­ще­ства в био­сфе­ре ил­лю­стри­ру­ет пре­вра­ще­ние фо­то­син­те­зи­ру­ю­щи­ми ор­га­низ­ма­ми энер­гии сол­неч­но­го света в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства?

1) га­зо­вую;
2) энер­ге­ти­че­скую;
3) при­ро­до­охран­ную;
4) кон­цен­тра­ци­он­ную;
5) окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ную.
24.  
i

Какую функ­цию жи­во­го ве­ще­ства в био­сфе­ре ил­лю­стри­ру­ет спо­соб­ность не­ко­то­рых живых ор­га­низ­мов на­кап­ли­вать в своем теле каль­ций?

1) га­зо­вую;
2) энер­ге­ти­че­скую;
3) при­ро­до­охран­ную;
4) кон­цен­тра­ци­он­ную;
5) окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ную.
25.  
i

К био­ген­но­му ве­ще­ству био­сфе­ры от­но­сит­ся(-ятся):

1) алмаз;
2) мел;
3) мра­мор;
4) рас­те­ния Земли;
5) при­род­ные воды.
26.  
i

К био­ген­но­му ве­ще­ству био­сфе­ры от­но­сит­ся(-ятся):

1)   кварц;
2)   почва;
3)   гра­нит;
4)   из­вест­ня­ки;
5)   мик­ро­ор­га­низ­мы Ми­ро­во­го оке­а­на.
27.  
i

При­ме­ром фо­ри­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:

1) по­еда­ние на­се­ко­мых ля­гуш­ка­ми
2) пе­ре­нос же­лу­дей дуба сой­ка­ми и бел­ка­ми
3) стро­и­тель­ство гал­кой гнез­да из ве­то­чек ивы
4) со­зда­ние де­ре­вья­ми верх­не­го яруса бла­го­при­ят­ных усло­вий для про­из­рас­та­ния трав и ку­стар­ни­ков
28.  
i

При­ме­ром фаб­ри­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:

1) пе­ре­нос кле­щей со­ба­ка­ми
2) по­еда­ние коры и дре­ве­си­ны сосны уса­ча­ми
3) ис­поль­зо­ва­ние си­ни­цей шер­сти собак для стро­и­тель­ства гнез­да
4) вы­тес­не­ние елью под своей кро­ной све­то­лю­би­вых видов рас­те­ний
29.  
i

При­ме­ром то­пи­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:

1) пе­ре­нос семян че­ре­ды ли­си­цей
2) стро­и­тель­ство боб­ром хатки из веток ивы
3) по­еда­ние коры и дре­ве­си­ны сосны уса­ча­ми
4) со­зда­ние елью под своей кро­ной бла­го­при­ят­ных усло­вий для про­из­рас­та­ния кис­ли­цы
30.  
i

При­ме­ром то­пи­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:

1) по­еда­ние тлей бо­жьей ко­ров­кой;
2) по­се­ле­ние ра­ко­об­раз­ных на коже китов;
3) ра­про­стра­не­ние семян бу­зи­ны пти­ца­ми;
4) ис­поль­зо­ва­ние пти­цей сухих ве­то­чек ивы для стро­и­тель­ства гнез­да.
31.  
i

При­ме­ром то­пи­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:

1) по­еда­ние на­се­ко­мых стри­жа­ми
2) пе­ре­нос семян че­ре­ды ли­си­цей
3) по­се­ле­ние ли­шай­ни­ка на ство­ле осины
4) ис­поль­зо­ва­ние ру­чей­ни­ком коры ивы для стро­и­тель­ства до­ми­ка
32.  
i

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

ПРИ­МЕР

А)  по каж­дую сто­ро­ну от Па­нам­ско­го пе­ре­шей­ка мор­ские бес­по­зво­ноч­ные пред­став­ле­ны раз­лич­ны­ми, хотя и близ­ко­род­ствен­ны­ми ви­да­ми

Б)  из­вест­на ев­ро­пей­ская форма зайца-бе­ля­ка, у ко­то­ро­го шерсть летом бурая с ры­же­ва­то-серым от­тен­ком, а зимой — белая, и ир­ланд­ская форма, у ко­то­рой шерсть круг­лый год оста­ет­ся бурой с ры­же­ва­то-сеpым от­тен­ком

B)  в при­ро­де сов­мест­но оби­та­ют не­сколь­ко по­ли­морф­ных форм са­до­вой улит­ки (2n = 24, 2n = 48 и др.)

ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

33.  
i

Пе­ре­нос же­лу­дей бел­ка­ми яв­ля­ет­ся при­ме­ром дей­ствия фак­то­ров:

1) био­ти­че­ских меж­ви­до­вых
2) био­ти­че­ских внут­ри­ви­до­вых
3) абио­ти­че­ских кли­ма­ти­че­ских
4) абио­ти­че­ских оро­гра­фи­че­ских
34.  
i

По­ра­же­ние ко­ло­сьев яч­ме­ня го­лов­не­вы­ми гри­ба­ми яв­ля­ет­ся при­ме­ром дей­ствия фак­то­ров:

1) абио­ти­че­ских кли­ма­ти­че­ских
2) абио­ти­че­ских оро­гра­фи­че­ских
3) био­ти­че­ских меж­ви­до­вых
4) био­ти­че­ских внут­ри­ви­до­вых
35.  
i

Ав­то­ро­фом яв­ля­ет­ся:

1) овод
2) цапля
3) кле­вер
4) му­хо­мор
36.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний (знак «+» обо­зна­ча­ет по­лез­ные для вида вза­и­мо­дей­ствия, «-»  — от­ри­ца­тель­ные, «0» - ней­траль­ные):

 

Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

 

1)  сокол и го­лубь

2)  скво­рец и во­ро­бей в гнез­до­вой сезон

3)  азот­фик­си­ру­ю­щие бак­те­рии и люпин

4)  львы и грифы, пи­та­ю­щи­е­ся остат­ка­ми до­бы­чи львов

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв схемы. На­при­мер А2Б3В1Г4.

37.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний (знак «+» обо­зна­ча­ет по­лез­ные для вида вза­и­мо­дей­ствия, «−»  — от­ри­ца­тель­ные, «0»  — ней­траль­ные).

Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

 

1)  осина и под­бе­ре­зо­вик

2)  тру­то­вые грибы и бе­ре­за

3)  паук и ко­же­ед, пи­та­ю­щий­ся остат­ка­ми до­бы­чи паука

4)  мо­ло­дые сосны и бе­ре­зы в гу­стом под­ро­сте сме­шан­но­го леса

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв схемы. На­при­мер А2Б3В1Г4.

38.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний (знак «+» обо­зна­ча­ет по­лез­ные для вида вза­и­мо­дей­ствия, «−»  — от­ри­ца­тель­ные, «0»  — ней­траль­ные).

 

Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

 

1)  со­ба­ка и клещ

2)  серая и чер­ная крысы, жи­ву­щие на одной тер­ри­то­рии

3)  клу­бень­ко­вые бак­те­рии рода Ри­зоби­ум и бо­бо­вые рас­те­ния

4)  рак-от­шель­ник и не­ре­ис, ко­то­рый живет в ра­ко­ви­не рака и пи­та­ет­ся остат­ка­ми его пищи

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв схемы. На­при­мер А2Б3В1Г4.

39.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний (знак «+» обо­зна­ча­ет по­лез­ные для вида вза­и­мо­дей­ствия, «−»  — от­ри­ца­тель­ные, «0»  — ней­траль­ные).

 

Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

 

1)  муч­ни­сто­ро­ся­ные грибы и крас­ная смо­ро­ди­на

2)  клу­бень­ко­вые бак­те­рии рода Ри­зоби­ум и люпин

3)  круп­ные ме­ду­зы и крабы, жи­ву­щие под зон­ти­ка­ми медуз

4)  мо­ло­дые бе­ре­зы и осины в гу­стом под­ро­сте на за­рас­та­ю­щей вы­руб­ке

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв схемы. На­при­мер А2Б3В1Г4.

40.  
i

Мед­ведь бурый в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) видом-си­нан­тро­пом
2) объ­ек­том зве­ро­вод­ства
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты
4) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
41.  
i

Зубр ев­ро­пей­ский в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) видом-си­нан­тро­пом
2) объ­ек­том жи­вот­но­вод­ства
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты
4) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
42.  
i

Ав­то­тро­фом яв­ля­ет­ся:

1) си­рень
2) скво­рец
3) под­оси­но­вик
4) бычий це­пень
43.  
i

Ав­то­тро­фом яв­ля­ет­ся:

1) лилия
2) го­лубь
3) даф­ния
4) бо­ро­вик
44.  
i

Ав­то­тро­фом яв­ля­ет­ся:

1) филин
2) фа­соль
3) под­бе­ре­зо­вик
4) ка­пуст­ная бе­лян­ка
45.  
i

Ав­то­тро­фом яв­ля­ет­ся:

1) овес
2) аист
3) пру­до­вик
4) под­оси­но­вик
46.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  при­ме­ра­ми эда­фи­че­ских абио­ти­че­ских фак­то­ров яв­ля­ют­ся вы­со­та над уров­нем моря, ши­ро­та, маг­нит­ное поле Земли;

2)  сук­ку­лен­ты  — мно­го­лет­ние рас­те­ния, спо­соб­ные за­па­сать воду в своих тка­нях и ор­га­нах, а затем эко­ном­но ее рас­хо­до­вать;

3)  в от­ли­чие от гиг­ро­фи­тов у ме­зо­фи­тов име­ет­ся воз­ду­хо­нос­ная ткань (аэ­рен­хи­ма), но слабо раз­ви­ты ме­ха­ни­че­ские и про­во­дя­щие ткани;

4)  ти­пич­ные адап­та­ции планк­то­на  — хо­ро­шо раз­ви­тая му­ску­ла­ту­ра, об­те­ка­е­мая форма тела, эла­стич­ные кож­ные по­кро­вы, на­ли­чие плав­ни­ков, ласт;

5)  фак­тор, наи­бо­лее от­кло­нив­ший­ся от сво­е­го оп­ти­маль­но­го зна­че­ния в пре­де­лах вы­нос­ли­во­сти или вы­шед­ший за эти пре­де­лы, на­зы­ва­ет­ся ли­ми­ти­ру­ю­щим;

6)  у хо­ло­до­стой­ких рас­те­ний при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах окру­жа­ю­щей среды про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние в клет­ках опре­де­лен­ных ве­ществ, сни­жа­ю­щих точку за­мер­за­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

47.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  сте­но­бион­ты  — ор­га­низ­мы, име­ю­щие узкие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти;

2)  пред­ста­ви­те­ли нек­то­на имеют хо­ро­шо раз­ви­тую му­ску­ла­ту­ру, об­те­ка­е­мую форму тела, эла­стич­ные кож­ные по­кро­вы;

3)  оро­гра­фи­че­ские абио­ти­че­ские фак­то­ры под­раз­де­ля­ют на фи­зи­че­ские и хи­ми­че­ские, при­ме­ром по­след­них яв­ля­ет­ся кис­лот­ность почвы;

4)  при от­сут­ствии де­фи­ци­та воды эф­фек­тив­ной за­щи­той рас­те­ний от пе­ре­гре­ва может быть уси­лен­ная транс­пи­ра­ция бла­го­да­ря боль­шо­му ко­ли­че­ству устьиц в ли­стьях;

5)  у све­то­лю­би­вых рас­те­ний в ли­сто­вых пла­стин­ках столб­ча­тая па­рен­хи­ма обыч­но раз­ви­та слабо и пред­став­ле­на одним слоем кле­ток, хло­ро­пла­сты круп­ные, много меж­клет­ни­ков;

6)  у ксе­ро­фи­тов тон­кие ли­сто­вые пла­стин­ки с по­сто­ян­но от­кры­ты­ми устьи­ца­ми, у не­ко­то­рых име­ют­ся спе­ци­фи­че­ские «во­дя­ные устьи­ца», через ко­то­рые вода вы­де­ля­ет­ся в ка­пель­но-жид­ком со­сто­я­нии.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

48.  
i

По­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ру Земли обес­пе­чи­ва­ет­ся:

1) гри­ба­ми
2) ви­ру­са­ми
3) жи­вот­ны­ми
4) рас­те­ни­я­ми
49.  
i

При про­из­вод­стве йо­гур­та ис­поль­зу­ют­ся мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии, ко­то­рые пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми, со­дер­жа­щи­ми­ся в мо­ло­ке. На ос­но­ва­нии этого при­зна­ка ука­зан­ных бак­те­рий можно от­не­сти к:

1) па­ра­зи­там;
2) анаэ­ро­бам;
3) спи­рил­лам;
4) ав­то­тро­фам;
5) са­про­тро­фам.
50.  
i

Пред­ста­ви­те­лем эко­ло­ги­че­ской груп­пы птицы куль­тур­ных ланд­шаф­тов яв­ля­ет­ся:

1) галка;
2) глу­харь;
3) аист чер­ный;
4) цапля серая;
5) жу­равль серый.
51.  
i

Пред­ста­ви­те­лем эко­ло­ги­че­ской груп­пы птицы лесов яв­ля­ет­ся:

1) глу­харь;
2) гусь серый;
3) жу­равль серый;
4) галка;
5) ла­сточ­ка го­род­ская.
52.  
i

При про­из­вод­стве йо­гур­та ис­поль­зу­ют­ся мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии, ко­то­рые пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми, со­дер­жа­щи­ми­ся в мо­ло­ке. На ос­но­ва­нии этого при­зна­ка ука­зан­ных бак­те­рий можно от­не­сти к:

1) па­ра­зи­там;
2) анаэ­ро­бам;
3) спи­рил­лам;
4) ав­то­тро­фам;
5) са­про­тро­фам.
53.  
i

На схеме изоб­ра­же­на пи­ще­вая сеть, со­сто­я­щая из паст­бищ­ных цепей (виды живых ор­га­низ­мов обо­зна­че­ны бук­ва­ми, стрел­ки ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние пе­ре­хо­да энер­гии между раз­лич­ны­ми ви­да­ми). Опре­де­ли­те сум­мар­ное ко­ли­че­ство видов, ко­то­рые со­став­ля­ют тре­тий тро­фи­че­ский уро­вень в какой-либо из цепей дан­ной пи­ще­вой сети.

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.

54.  
i

На схеме изоб­ра­же­на пи­ще­вая сеть, со­сто­я­щая из паст­бищ­ных цепей (виды живых ор­га­низ­мов обо­зна­че­ны бук­ва­ми, стрел­ки ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние пе­ре­хо­да энер­гии между раз­лич­ны­ми ви­да­ми). Опре­де­ли­те сум­мар­ное ко­ли­че­ство видов, ко­то­рые со­став­ля­ют тре­тий тро­фи­че­ский уро­вень в какой-либо из цепей дан­ной пи­ще­вой сети.

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.

55.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний А–Г (сим­вол «+» обо­зна­ча­ет поль­зу от вза­и­мо­дей­ствия для вида, сим­вол «-»  — от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние, сим­вол «0»  — от­сут­ствие зна­чи­мых по­след­ствий). Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

 

1)  рыжик и сосна;

2)  че­ло­век и вирус по­лио­ми­е­ли­та;

3)  вод­ная че­ре­па­ха и рыба-при­ли­па­ло;

4)  белка и лось, оби­та­ю­щие в одном лесу;

5)  скво­рец и си­ни­ца, ко­то­рые стре­мят­ся по­се­лить­ся в одном и том же скво­реч­ни­ке.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв схемы. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4.

56.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний А–Г (сим­вол «+» обо­зна­ча­ет поль­зу от вза­и­мо­дей­ствия для вида, сим­вол «-»  — от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние, сим­вол «0»  — от­сут­ствие зна­чи­мых по­след­ствий). Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

1)  под­бе­ре­зо­вик и бе­ре­за;

2)  со­ба­ка и вирус бе­шен­ства;

3)  зубр и еж, оби­та­ю­щие на одной тер­ри­то­рии;

4)  серая и чер­ная крысы, жи­ву­щие на одной тер­ри­то­рии;

5)  белый мед­ведь и песец, ко­то­рый пи­та­ет­ся остат­ка­ми пищи мед­ве­дя.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв схемы. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4.