Продуцентами являются:
Продуцентами являются:
Продуцентами являются:
Редуцентами являются:
Продуцентами являются:
Консументами являются:
Продуцентами являются:
Редуцентами являются:
Продуцентами являются:
Одной из причин загрязнения водной среды является:
Чрезмерное использование в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов — это одна из причин:
На схеме изображена пищевая сеть, состоящая из пастбищных цепей (виды обозначены буквами; стрелки указывают направление перехода энергии между видами; продуценты являются исключительно автотрофами).
Определите суммарное количество видов, которые являются консументами III порядка в какой-либо из цепей данной пищевой сети.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Почва входит в состав:
Торф входит в состав:
Укажите пары организмов, взаимоотношения между которыми являются примером хищничества:
1) сова и мышь;
2) стрекоза и комар;
3) белый гриб и береза;
4) вирус табачной мозаики и растение табак;
5) белый медведь и песец, который питается остатками добычи медведя.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Растительноядные организмы относятся к:
Пурпурные бактерии, которые синтезируют органическое вещество, используя солнечную энергию, являются:
Цианобактерии, которые синтезируют органическое вещество, используя солнечную энергию, являются:
Укажите функциональную группу, в которую входит организм, пропущенный в приведенной пастбищной цепи питания:
вишня → тля → ....
Укажите функциональную группу, в которую входит организм, пропущенный в приведенной пастбищной цепи питания:
пшеница → ... → еж.
Укажите примеры, в которых приведенная совокупность организмов составляет популяцию:
1) косули и лоси, обитающие в одном лесу;
2) все виды бактерий, обитающие в реке Припять;
3) особи окуня обыкновенного, обитающие в озере Дрисвяты;
4) хвойные и лиственные деревья, произрастающие на Минской возвышенности;
5) особи рыси европейской, обитающие в Березинском биосферном заповеднике.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Распределите пары организмов в зависимости от типа взаимоотношений между ними по группам: конкуренция (I), паразитизм (II) и комменсализм (III):
а) крапива и повилика, прикрепляющаяся корнями-присосками к крапиве и питающаяся за ее счет;
6) серая и черная крысы, живущие на одной территории;
в) собака и вирус бешенства;
г) береза и трутовик;
д) черепаха и рыба-прилипало.
Распределите пары организмов в зависимости от типа взаимоотношений между ними по группам: конкуренция (I), хищничество (II) и мутуализм (III):
а) молодые сосна и береза, растущие рядом;
б) зубр и благородный олень, пасущиеся на одном лугу;
в) сова и мышь;
г) белый гриб и береза;
д) азотфиксирующая клубеньковая бактерия и фасоль.
Какую функцию живого вещества в биосфере иллюстрирует превращение фотосинтезирующими организмами энергии солнечного света в энергию химических связей органического вещества?
Какую функцию живого вещества в биосфере иллюстрирует способность некоторых живых организмов накапливать в своем теле кальций?
К биогенному веществу биосферы относится(-ятся):
К биогенному веществу биосферы относится(-ятся):
Примером форических связей популяций в биоценозе является:
Примером фабрических связей популяций в биоценозе является:
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:
А) по каждую сторону от Панамского перешейка морские беспозвоночные представлены различными, хотя и близкородственными видами
Б) известна европейская форма зайца-беляка, у которого шерсть летом бурая с рыжевато-серым оттенком, а зимой — белая, и ирландская форма, у которой шерсть круглый год остается бурой с рыжевато-сеpым оттенком
B) в природе совместно обитают несколько полиморфных форм садовой улитки (2n = 24, 2n = 48 и др.)
1) симпатрическое
2) аллопатрическое
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Перенос желудей белками является примером действия факторов:
Поражение колосьев ячменя головневыми грибами является примером действия факторов:
Авторофом является:
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (знак «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-» — отрицательные, «0» - нейтральные):
Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) сокол и голубь
2) скворец и воробей в гнездовой сезон
3) азотфиксирующие бактерии и люпин
4) львы и грифы, питающиеся остатками добычи львов
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например А2Б3В1Г4.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (знак «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «−» — отрицательные, «0» — нейтральные).
Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) осина и подберезовик
2) трутовые грибы и береза
3) паук и кожеед, питающийся остатками добычи паука
4) молодые сосны и березы в густом подросте смешанного леса
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например А2Б3В1Г4.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (знак «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «−» — отрицательные, «0» — нейтральные).
Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) собака и клещ
2) серая и черная крысы, живущие на одной территории
3) клубеньковые бактерии рода Ризобиум и бобовые растения
4) рак-отшельник и нереис, который живет в раковине рака и питается остатками его пищи
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например А2Б3В1Г4.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (знак «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «−» — отрицательные, «0» — нейтральные).
Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) мучнисторосяные грибы и красная смородина
2) клубеньковые бактерии рода Ризобиум и люпин
3) крупные медузы и крабы, живущие под зонтиками медуз
4) молодые березы и осины в густом подросте на зарастающей вырубке
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например А2Б3В1Г4.
Медведь бурый в Беларуси является:
Зубр европейский в Беларуси является:
Автотрофом является:
Автотрофом является:
Автотрофом является:
Автотрофом является:
Укажите верные утверждения:
1) примерами эдафических абиотических факторов являются высота над уровнем моря, широта, магнитное поле Земли;
2) суккуленты — многолетние растения, способные запасать воду в своих тканях и органах, а затем экономно ее расходовать;
3) в отличие от гигрофитов у мезофитов имеется воздухоносная ткань (аэренхима), но слабо развиты механические и проводящие ткани;
4) типичные адаптации планктона — хорошо развитая мускулатура, обтекаемая форма тела, эластичные кожные покровы, наличие плавников, ласт;
5) фактор, наиболее отклонившийся от своего оптимального значения в пределах выносливости или вышедший за эти пределы, называется лимитирующим;
6) у холодостойких растений при низких температурах окружающей среды происходит накопление в клетках определенных веществ, снижающих точку замерзания.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Укажите верные утверждения:
1) стенобионты — организмы, имеющие узкие пределы выносливости;
2) представители нектона имеют хорошо развитую мускулатуру, обтекаемую форму тела, эластичные кожные покровы;
3) орографические абиотические факторы подразделяют на физические и химические, примером последних является кислотность почвы;
4) при отсутствии дефицита воды эффективной защитой растений от перегрева может быть усиленная транспирация благодаря большому количеству устьиц в листьях;
5) у светолюбивых растений в листовых пластинках столбчатая паренхима обычно развита слабо и представлена одним слоем клеток, хлоропласты крупные, много межклетников;
6) у ксерофитов тонкие листовые пластинки с постоянно открытыми устьицами, у некоторых имеются специфические «водяные устьица», через которые вода выделяется в капельно-жидком состоянии.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Поступление кислорода в атмосферу Земли обеспечивается:
При производстве йогурта используются молочнокислые бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами, содержащимися в молоке. На основании этого признака указанных бактерий можно отнести к:
Представителем экологической группы птицы культурных ландшафтов является:
Представителем экологической группы птицы лесов является:
При производстве йогурта используются молочнокислые бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами, содержащимися в молоке. На основании этого признака указанных бактерий можно отнести к:
На схеме изображена пищевая сеть, состоящая из пастбищных цепей (виды живых организмов обозначены буквами, стрелки указывают направление перехода энергии между различными видами). Определите суммарное количество видов, которые составляют третий трофический уровень в какой-либо из цепей данной пищевой сети.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
На схеме изображена пищевая сеть, состоящая из пастбищных цепей (виды живых организмов обозначены буквами, стрелки указывают направление перехода энергии между различными видами). Определите суммарное количество видов, которые составляют третий трофический уровень в какой-либо из цепей данной пищевой сети.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А–Г (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) рыжик и сосна;
2) человек и вирус полиомиелита;
3) водная черепаха и рыба-прилипало;
4) белка и лось, обитающие в одном лесу;
5) скворец и синица, которые стремятся поселиться в одном и том же скворечнике.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например: А1Б2ВЗГ4.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А–Г (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) подберезовик и береза;
2) собака и вирус бешенства;
3) зубр и еж, обитающие на одной территории;
4) серая и черная крысы, живущие на одной территории;
5) белый медведь и песец, который питается остатками пищи медведя.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например: А1Б2ВЗГ4.